12 октября 2022 года обучающиеся 1-4 классов приняли участие в дидактической игре «Услуги и товары». Дети закрепили сведения о том, что такое услуги и товары, узнали, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках.
Функциональная грамотность
Всероссийский тематический урок «Финансовая безопасность» на тему «Недетские игры: как не стать участником финансовых преступлений»
ОКТЯБРЬ 2022Г.
Станционная командная игра «Экономика в терминах» 5 -7 класс
На первой станции участникам нужно было разгадать анаграммы, самыми удивительными открытиями стали экономические термины «лев» (денежная единица Болгарии) и пай (доля в общем капитале). Второй этап «Разгадай загадку-добавлялку» проверял смекалку и быстроту реакции. На третьей станции команды поражали друг друга знаниями русских пословиц о финансах. Пятый этап «Блиц» оказался крепким орешком, но участники игры очень старались ответить на все вопросы. Все команды проявили волю к победе и получили отличное настроение.
Деловая игра «Мы будущие предприниматели» 8 - 9 класс
Занятие по финансовой грамотности в 8-9 классе. Девятиклассники проверяли свои предпринимательские способности по финансовой грамотности, играли в настольную игру «Монополия» и «Пиратская монополия». Игроки пытались усыпить бдительность своих соперников, побеждали в аукционных торгах, или шли на абордаж.
НОЯБРЬ 2022Г.
Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства. Но для подростков деньги – это пока непонятная тема. Все эти инвестиции, кредиты и сберегательные счета их пока не интересуют. А именно незнание и непонимание финансовых инструментов приводит нас к самым частым ошибкам при распоряжении деньгами.
Но для этого надо понимать законы финансового мира, учиться принимать обоснованные финансовые решения и ответственно относиться к своим личным финансам. А учиться лучше всего во время игры.
Поэтому в целях повышения финансовой грамотности среди учащихся 1- 4 классов 18 ноября 2022 года провели викторину «Знатоки финансовой грамотности».
Во время викторины были затронуты темы, связанные со знанием экономических терминов, экономией семейного бюджета, принятием решений в сфере личных финансов. Ребята с большим азартом выполняли различные конкурсные задания: продолжить фразу, вспомнить пословицы, блеснуть финансовой эрудицией.
В нашей викторине нет победителей и проигравших. Ведь все дети закрепили свои знания по финансовой грамотности, проявили высокую активность, большой интерес, а главное, показали отличные знания на вопросы викторины.
Викторина «Математическая смекалка в финансовой деятельности» 5 - 9 класс
Станция «Математическая смекалка» заставила «поломать голову», отвечая на вопросы, какая фабрика работает более выгодно, и сколько кирпичей в час укладывал Наф-Наф при строительстве дома. Пятый этап «Обобщающее слово» оказался крепким орешком, самыми сложными экономическими понятиями оказались «экспорт» и «инфляция». Все команды проявили волю к победе и получили отличное настроение.
Финансовая игра «Самые эрудированные» 7-9 класс
В финансовой игре участвовали три команды. У ребят была возможность блеснуть эрудицией, ответив на вопросы из разных предметных областей. Все команды проявили волю к победе и получили отличное настроение.
Классное мероприятие 5-6 класс «Покупки моей семьи»
Занятие по финансовой грамотности в 5 - 6 классах. Ребята активно участвовали в беседе, предлагали свои варианты ответов на вопросы: какие товары покупает семья, что такое карманные деньги, на что их можно потратить. Посмотрели серию мультфильма «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», обсудили особенности покупок товаров в интерет-магазине.
Беседа «История денег» 5 -7 класс
Ребята активно участвовали в беседе, предлагали свои варианты ответов на вопрос что такое финансовая грамотность, зачем нужно быть финансово грамотным. Дружно отвечали на вопросы финансовой викторины. Посмотрели анимированную презентацию по финансовой грамотности «История денег: от куниц до бумажных, обсудили в группах вопросы: почему даже в древности, когда люди все делали сами, им приходилось меняться, почему со временем меняться становилось все сложнее, что может служить деньгами, как возникли названия денежных единиц — гривна, рубль, копейка.
ДЕКАБРЬ 2022Г.
Отгадывать ребусы любят все. В 1-4 классах 14 декабря 2022 года прошла викторина «Финансовые ребусы». Викторина прошла очень живо, ребята с удовольствием разгадывали ребусы, объясняли отгаданные слова. Во втором конкурсе участники по описанию угадывали финансовые термины. Ведущая рассказывала о них интересные факты из истории. В третьем – исключали лишнее слово из группы, систематизируя их по различным признакам. При решении математической задачи, с которой ребята легко справились, так же нужно было использовать логические рассуждения. Игра сопровождалась яркой презентацией. Все результаты заносились в турнирную таблицу, по которой и были подведены итоги. За время викторины ребята более подробно познакомились с финансовыми понятиями. Нашли ответы на вопросы об инфляции, сбережениях, видах денег и многое другое.
Классный час «Как создать свое дело» 5 - 9 класс
На классном часе дети пришли к выводу, чтобы открыть своё дело, необходимо разработать бизнес-план. Бизнес-план – это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.
Рассмотрели, что источниками финансирования бизнеса могут стать как собственные, так и заёмные и инвестиционные средства.
С 1 по 15 декабря учащиеся школы приняли участие в пятом Всероссийском онлайн‑зачете по финансовой грамотности. Организаторами ежегодного финзачета выступили Банк России и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Ребята проверили свои знания о финансах. Они выяснили, насколько хорошо разбираются в банковских услугах, страховании, налогах и инвестициях, готовы ли распознать финансовых мошенников. Все успешно справились с заданиями и получили сертификаты. Уверены, полученные знания они могут применить и в жизни.
Участие в онлайн - уроках «С деньгами на «Ты» или «Зачем быть финансово грамотным?» 8 - 9 класс
Данный онлайн – урок способствовал формированию сообразительности, экономической грамотности, представлению у учащихся о финансах простым и понятным языком. Было понятно, что финансы это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы.
16 декабря 2022 года завершилась осенняя сессия онлайн-уроков по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций.
Учащиеся нашей школы с 5 по 9 классы приняли активное участи в осенней сессии. В основном ребята принимали участие в данных уроках на занятиях внеурочной деятельности по финансовой грамотности. Никитина О.А., руководитель занятий, не только организовывала данные занятия, но и проводила обсуждение финансовых проблем. Ребята высоко оценили проведение уроков по финансовой грамотности: " Вклады: как сохранить и приумножить” , “Моя профессия - педагог”, “Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами”, “С деньгами на “ты” или зачем быть финансово грамотным?” “Азбука страхования”. Игровой формат помог ребятам закрепить знания, полученные на уроках финансовой грамотности, и позволил сформировать собственный опыт в финансовых вопросах.
Круглый стол «Цифровая безопасность» 5 - 9 класс
На данном мероприятии учащиеся сделали для себя следующие выводы:
- Никогда не сообщать свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.
- Использовать нейтральное экранное имя, не выдающее никаких личных сведений.
- Защищать свой компьютер.
- Использовать надежные пароли и хранить их в секрете.
- Использовать фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.
- Не допускать грубости в интернете, блокировать веб-агрессоров.
- Не добавлять незнакомых людей в свои контакты
- Помнить, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают.
Беседа «Будьте внимательны: быстрые деньги – дороги!» 7 - 9 класс
В данной беседе дети выявляли основные причины финансового мошенничества - фишинга, а также, основные виды фишинга, познакомились со способами привлечения потенциальных жертв в финансовые мошеничества, ответили на вопросы: «Кто чаще всего становится мишенью финансовых мошенников и почему?»
ЯНВАРЬ 2023Г.
В рамках формирования финансовой культуры у школьников 20 января 2023 года среди учащихся 1-4 кл. прошла игра «Финансовое путешествие по любимым сказкам».
Перед учащимися были поставлены следующие задачи: формировать умение правильно делать покупки и подмечать в сказках простейшие экономические явления; воспитывать бережное отношение к труду взрослых; развивать речь, экономическое мышление и математические способности.
Путешествуя по сказкам, дети познакомились с такими экономическими понятиями, как деньги, банковская карта, бартер и ресурсы; решали экономические задачи, помогая сказочным героям правильно потратить деньги, выгодно продать или обменять товар, купить подарки и расплачиваться банковской картой.
Мероприятие прошло очень интересно и познавательно. Ребята показали хорошие знания в игре «Финансовое путешествие по любимым сказкам», проявив творческую активность и «финансовый азарт».
ФЕВРАЛЬ 2023Г.
Беседа «Что такое финансовая грамотность?» 5-9 класс
В данной беседе учащиеся познакомились с понятием финансовой грамотностью – способностью принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды. С тем, что финансовая грамотность помогает каждому человеку управлять своими средствами грамотно и выгодно. И с тем, что деньги - это гибкий инструмент, которым можно легко и просто управлять, чтобы они работали на нас и наше благосостояние.
16 февраля 2023 года для обучающихся 1-4 классов прошла беседа на тему: "Что такое деньги?" Ребята познакомились с историей денег, рассмотрели выгоды обмена, выяснили неудобства бартера и узнали, кто такие нумизматы.
С особым интересом обучающиеся рассматривали старинные и современные деньги разных стран.
МАРТ 2023Г.
21 марта 2023 года для школьников 1-9-х классов прошел Всероссийский тематический урок «Финансовая безопасность личности в сети Интернет» . Мероприятие состоялось в рамках III Международной олимпиады по финансовой безопасности, которую проводят Минпросвещения России, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Минобрнауки России.
Раскрытие основной темы урока направлено на формирование основ финансовой культуры обучающихся, воспитание понимания школьниками важности приобретения базовых знаний и навыков обеспечения личной финансовой безопасности и ее взаимосвязи с финансовой безопасностью государства.
На уроках использовались разработки, которые учитывали возрастные особенности школьников. Классные руководители поговорили о таком виде мошенничества, как фишинг в социальных сетях, поддельные профили в социальных сетях (фейковые аккаунты), основные угрозы в онлайн-играх.
Старшеклассники отвечали на вопросы: "Зачем крадут цифровую личность?", "Защищен ли я от фишинга?"; познакомились с правилами участия в Международной олимпиаде по финансовой безопасности.
Учащиеся 5-9 классов знакомились с видами доходов и расходов в семье, планированию бюджета, была проведена игра «Бинго».
А для учеников начальной школы прошёл тематический урок «Что значит быть финансово грамотным?»
В период с 1по 31 марта 2023 на образовательной платформе Учи.ру обучающиеся 1-9 классов приняли участие во Всероссийской онлайн-олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательству. В данной олимпиаде приняли участие 40 учащихся школы. По итогам олимпиады ребята получили дипломы, похвальные грамоты, сертификаты участника. Результатами все остались довольны.
АПРЕЛЬ 2023Г.
Викторина «Экономические загадки» 5 - 9 класс
Викторина состояла из нескольких конкурсов: «Доскажи словечко», «Экономические загадки», «Найди лишнее». Ребята отгадывали загадки, решали различные выходы из сложных экономических ситуаций, обсуждали рациональные решения данных проблем. Игра получилась интересной и познавательной.
14 апреля 2023 года в начальных классах прошла викторина по финансовой грамотности «ЗА ПОКУПКАМИ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС». Цель мероприятия: в игровой форме дать понятие о деньгах и их значении; учить правильно расходовать деньги; формировать умение учитывать важность и необходимость покупки; формировать финансовую грамотность обучающихся. Учащиеся выполнили все задания правильно на всех этапах путешествия.
Игровая мотивация – голосовое сообщение от Колобка, вызвала большой интерес у детей и их активность на протяжении всей образовательной деятельности была достаточно высокой.
Детям было интересно, проявлялось стремление, творчество, быстрота и четкость в их поведении и ответах.
Взаимоотношения детей на протяжении всего мероприятия были дружескими, эта позиция привлекала и дисциплинировала детей.
Учащиеся с интересом слушали историю появления денег, охотно участвовали в покупке товара, помогали сказочным героям найти ответ на различные вопросы, рассказывали стихи про деньги, раскрывали смысл пословиц и поговорок про деньги, научились совершать «правильные» покупки и экономить деньги, познакомились с экономическими терминами «Деньги», «Цена», «Товар» и др.
Игра «Банкрот или миллионер» 5 - 9 класс
Цель игры – развитие финансовой грамотности через игровую деятельность. В ходе игры участники посетили 6 станций с заданиями различного уровня. Данное занятие позволило определить уровень сформированности знаний учащихся в области финансовой грамотности. В интересной форме ребята смогли продемонстрировать свои знания относительно семейного бюджета, сбережений и всего, что связано с деньгами. Все обучающиеся были очень активны.
В период с 25 января по 21 апреля 2023 года обучающиеся 5 -9 классов приняли участие в весенней сессии онлайн-уроков по финансовой грамотности.
В основном ребята принимали участие в данных уроках на занятиях внеурочной деятельности по финансовой грамотности. Никитина О.А., руководитель занятий, не только организовывала данные занятия, но и проводила обсуждение финансовых проблем. Ребята высоко оценили проведение уроков по финансовой грамотности:
- «Моя профессия – педагог»;
- «Путешествие в историю страхования»;
- «Кибермошенничество».
Игровой формат помог ребятам закрепить знания, полученные на уроках финансовой грамотности, и позволил сформировать собственный опыт в финансовых вопросах.
Экономическая игра «С финансами на «Ты» 5 – 9 класс
Участники игры отправились в увлекательное путешествие-игру в необыкновенную страну «Финграммику». Здесь они получили множество интересных знаний: о деньгах, бюджете, экономии и других, нужных для каждого человека вещах.
25 апреля 2023 года для учащихся 1-4 кл. прошла интеллектуальная игра по финансовой грамотности «С финансами на «ТЫ».
Обучение в игре - один из самых эффективных методов получения знаний. Игры и игровые занятия позволяют повысить уровень финансовой грамотности. Игра состояла из 9 туров, где за каждый правильный ответ игроки получали монеты. Она включала в себя викторину, ребусы, работу с экономическими терминами, решение задач. Во время игры ребят погружали в различные ситуации, связанные с финансовым мошенничеством и на практике формировали навыки правильных действий в каждой из них. Дети активно включились в игровой процесс, обсуждая между собой каждый ход игры. Ребята находили незаурядные решения при выполнении заданий.
Деловая игра «Мои карманные деньги» 8 – 9 класс
В данной игре ребята познакомились с финансово-экономической составляющей жизни человека. Расширили своё представление о карманных деньгах и их значении, узнали, как правильно распоряжаться карманными деньгами, планировать свои расходы и доходы, как сформировать чувство ответственности и самостоятельности.
МАЙ 2023Г.
Игра «Дружи с финансами» 5 - 9 класс
Дети учились работать в команде, взаимодействуя друг с другом, учились слушать и слышать друг друга, совместно находить правильное решение задачи. Цель этой игры: систематизировать знания учащихся по финансовой грамотности, выявить практические возможности применения знаний при решении задач по финансовой грамотности в семье. Рассмотреть через игровую деятельность как положительную, так и отрицательную роль денег в жизни человека.
Финансовая грамотность – это способность эффективно управлять собственными средствами, планировать расходы и доходы домашнего хозяйства, осуществлять планирование. Финансовая грамотность является одним из главных условий повышения уровня жизни, как граждан, так и всей страны. Недостаточная образованность может стать причиной принятия не правильных финансовых решений, случайное вовлечение в мошеннические действия.
16 мая 2023 года для учащихся 1-4 кл. была проведена беседа «Финансовая грамотность начинается в семье». Ребятам рассказали о финансовых мошенничествах и финансовой безопасности. В игровой форме дети узнали, что такое семейный бюджет, расходы и их контроль, финансовые цели, а также освоили другие основные понятия финансовой грамотности. Участники беседы сделали вывод, что мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности — дело важное и нужное!
Квест «Личная финансовая грамотность» 5 – 9 класс
В данной игре ребята оценили свою финансовую грамотность, рассмотрели, для чего она им нужна, как не стать финансово безграмотным человеком. Поняли, что финансовая безграмотность – это угроза финансовой безопасности личности и семьи, что у большинства людей финансовая неграмотность проявляется в потребительском отношении к жизни.
Текст заголовка
Финансовая грамотность
Онлайн-фестиваль «ФинЗОЖФестдля детей и молодежи»
Учащиеся 1-9 классов МКОУ «Горяйновская ООШ» приняли активное участие в ежегодной акции «Всероссийские недели финансовой грамотности для детей и молодежи 2023 года» в период с 27 марта по 16 апреля 2023 г. В этом онлайн-фестивале «ФинЗОЖФест» обучающиеся узнали для себя много полезного материала.
С 27 по 28 марта просмотрели видеоролики с лайфхаками от экспертов и финансовых блогеров, где были раскрыты ключевые темы: личные деньги, заработок для подростка, налоги, борьба с мошенниками, права потребителей финансовых услуг.
Учащиеся 5,6,7,8,9 классов 29 марта попробовали проверить свои знания, полученные в ходе марафона выполнив тест, который был размещен на портале «Мои финансы». После успешного прохождения теста, участники получили именные сертификаты.
Самые маленькие финансовые ЗОЖники1-4 классов 30 марта провели урок финансовой грамотности с героями мультсериала «Смешарики», где погрузились в мир финансовой грамотности вместе с героями подкаста «Крош и Грош» и ответили на вопросы.
«Крош и Грош» – детский подкаст о деньгах. В каждом выпуске Крош с главным редактором портала «Мои финансы» Надей Грошевой понятно и просто рассказывают, что такое карманные деньги, как не потратить их сразу полностью, как получают доход, нужно ли брать кредит и даже как купить дом.
В каждом выпуске разбирались в важных финансовых вопросах, говорили об ипотеке и карманных деньгах, учились планировать бюджет и копить. Учащиеся 3-6 классов участвовали в игре «Финансовое бинго», вели беседу на тему «Что значит быть финансово грамотным?»
Мероприятия, самостоятельно организованные на уровне образовательной организации
На уроках финансовой грамотности учащиеся МКОУ «Горяйновская ООШ» познакомились с понятием - «инфляция», с её видами и причинами возникновения, типами инфляции: инфляции спроса и предложения; последствиями инфляции.
Узнали, что такое «налог», «налоговая система», о плюсах и проблемах налогооблажения.
Самые маленькие учащиеся школы просмотрели мультсериал «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», где каждая серия рассказывает об основных понятиях финансовой грамотности - инвестирование, кредитование, личные сбережения. Анимированная презентация «Как и зачем сберегать» для 2-4 классов помогла разъяснить учащимся начальной школы важность сбережений – денежных средств, которые специально откладываются для использования в будущем.
А ученики 5-7 классов обсуждали некоторые серии из сказок о деньгах «Если купюра фальшивая», «Распродажи», «История возникновения денег».Анимированная презентация «Структура расходов семьи» наглядно представила структуру расходов современной семьи. Здесь были даны понятия: обязательные и желательные расходы, регулярные и эпизодические расходы.
Для старшеклассников 8-9 классов был предложен Ромком– сериал «Моя семья и другие проблемы» для самостоятельного просмотра, созданный в рамках проекта Минфина России по финансовой грамотности. «Страховка», «Управление деньгами». Он помог разобраться в различных вопросах финансовой грамотности. Сюжетные перипетии привели героев сериала к пониманию важных житейских и поведенческих правил, связанных с разумным отношением к финансам. Видеопрезентация «Заработная плата» - основной источник дохода для большинства граждан, помогла понять, что зарплата — это вознаграждение, регулярно выплачиваемое наемному работнику за его труд. А видеопрезентация «Как меняются финансовые цели на протяжении жизни» подвела к тому, что семейный бюджет — это план регулярных доходов и расходов, следование которому обеспечивает комфортный уровень жизни.